Требования налоговой администрации о проявлении подобающей осмотрительности к агентам не всегда бывают обоснованы. Время от времени сотрудники налоговой администрации желают больше, чем положено по закону. Более того, доказанные в суде факты нарушения законодательных норм одной из сторон сделки, не позволяют признать факт приобретения товаров либо услуг недействительным и отказать в возмещении налога. Мы поведаем о таких обстановках и методах самозащиты.
Агенты-"однодневки" являются ужасным сном для многих плательщиков налогов. Как говорится: вот так работаешь, платишь налоги, а позже — бац! И обвинение в получении необоснованной налоговой выгоды со стороны ФНС. Сотрудники налоговой администрации весьма не обожают возмещать НДС, исходя из этого стараются отыскать всевозможные зацепки и предлоги для отказа в вычете. Как же доказать обоснованность полученной налоговой выгоды при возврате НДС либо при учете затрат для целей налогообложения прибыли, в случае если дело о работе с этими недобросовестными агентами все же выяснилось в суде? Оказывается, необходимо просто знать тактику и стратегию соперника, т.е. ФНС и умело применять ее в свою пользу. Это указывает, что для победы нужна профилактика. О ней и поболтаем, и о том, к каким итогам она приводит и какое количество денег экономит.
Позиция ФНС по проявлению подобающей осмотрительности
Инспекции руководствуются параметрами независимой оценки рисков, утвержденными ведомственным приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@, и позицией, изложенной в распоряжении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды". Поэтому в этом документе были в первый раз закреплены основные показатели недобросовестности плательщика налогов и правила их определения, которые до сих пор оцениваются судьями при рассмотрении таких дел. Значит, эти документы необходимо пристально изучить и разработать личный замысел для контроля за партнерами. Это нужно для обеспечения большой безопасности ведения хозяйственной деятельности, и отсутствия вероятных претензий со стороны ФНС, и для настоящей победы в суде, в случае происхождения необоснованных претензий.
5 ответственных шагов для проверки контрагентов
Чтобы обеспечить себе безопасность, исключить возможность отказов в возмещении НДС и увеличить шансы на выигрыш в суде, в случае обвинений со стороны сотрудников налоговой администрации, нужно соблюдать несложный алгоритм проверки всех своих контрагентов. Всего существует 5 обязательных шагов:
1. Запрос у потенциального контрагента до заключения времени заключения сделки копий таких документов:
- устава;
- свидетельства о госрегистрации;
- свидетельства о постановке на налоговый учет;
- выписки из ЕГРЮЛ либо ЕГРИП;
- справки об отсутствии задолженности по налоговым платежам.
Дата выдачи двух последних документов должна быть максимально приближена к дате их предоставления. Нужно подчернуть, что наличие таких документов дает настоящий шанс отстоять свою позицию в суде и это убедительно обосновывает судебная практика. Помимо этого, возможно дополнительно запросить информацию об имущественном положении контрагента, его штатной численности и составе основных средств, и рабочий репутации и опыте работы. В большинстве случаев, чем больше сведений запросил плательщик налогов, тем больше возможность, что будет признано, что он все же показал подобающую осмотрительность.
В случае если все эти факты будут должны образом проверены, то и суды придут к убеждению о должном соблюдении требований о проявлении осмотрительности при выборе делового партнера. Как к примеру, в распоряжении Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2012 г. по делу № А74-3599/2011 либо распоряжении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2013 г. по делу № А12-4942/2013.
2. Проверка потенциального делового партнера посредством особых сервисов и на сайте ФНС
Чтобы не надеяться лишь на ту данные, которую предоставил сам агент, нужно проверить ее достоверность в других источниках. Так, к примеру, из ЕГРЮЛ возможно получить необходимые данные в режиме онлайн, например, чтобы убедиться в том, что не были поданы документы для регистрации каких-либо изменений в учредительных документах либо электронном адресе. Также следует удостовериться в том, что в Вестнике госрегистрации не было обнародовано решение о ликвидации, реорганизации или сокращении уставного капитала. Принципиально важно узнать не входят ли в состав начальников либо соучредителей организации дисквалифицированные лица, и сверить данные управления с реестром лиц, отказавшихся от участия (управления) в организации.
Одним из самых значимых моментов в проверке контрагентов является проверка юридического адреса на массовость и его совпадение (либо нет) с фактическим. Действительно, для победы в суде этот факт решающим является не всегда. Обычно судьи показывают, что несовпадение юридического и фактического адресов само по себе не может служить основанием для отказа налогоплательщику в применении налоговых вычетов. К примеру, такие решения принял ФАС СЗО в распоряжении от 31 июля 2008 г. по делу № А56-43841/2007, а также в распоряжении от 6 ноября 2007 г. по делу № А05-1456/2007.
3. Проверка контрагента на участие в судебных тяжбах, процедуре банкротства и аккуратном производстве
Участие потенциального контрагента в судебных слушаниях может нанести значительный вред его денежному состоянию, а означать стать причиной его неблагонадежности в глазах сотрудников налоговой администрации. Чтобы убедиться в том, что организация не ведет судебных тяжб довольно просмотреть картотеку дел в абитражном суде на особом сайте в интернете. Там возможно получить информацию о сути спора и его актуальной стадии.
Помимо этого, принципиально важно понимать, что деловой партнер не находится на пороге банкротства. Такая информация также доступна в публичном доступе. На сайте ФССП РФ возможно получить информацию о том, не открыто ли в отношении контрагента аккуратное производство. Сведения возможно получить как в отношение юрлиц, так и об личных предпринимателях.
4. Запрос годовой денежной отчетности потенциального контрагента
Ознакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью контрагента возможно, поскольку она не является тайной и по нормам пункта 89 Положения по ведению бухучета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Министерства финансов России от 29 июля 1998 г. № 34н) должна быть предоставлена для ознакомления заинтересованным лицам. Такие данные безвозмездно предоставляет также Росстат на основании положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 2 июня 2008 г. № 420 и приказа Росстата от 20 мая 2013 г. № 183.
5. Проверка полномочия лица, подписывающего контракт
На необходимости таковой проверки настаивают как раз суды. Исходя из этого, признания плательщика налогов добросовестным обычно зависит поэтому от наличия всех документов о полномочиях данного лица. Об этом, например, сказано в распоряжении ФАС ЗСО от 25 мая 2012 г. по делу № А75-788/2011 и распоряжении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2013 г. по делу № А46-5720/2013. Особенное внимание нужно проявлять к обстановкам, когда начальник уволился либо погиб, практически сразу после подписания документов. При таких условиях спасти плательщика налогов в суде сможет лишь сложившиеся до этого долгие хозяйственные отношения с данным агентом (распоряжение ФАС СКО от 25 апреля 2013 г. № Ф08-1895/13 по делу № А53-12917/2012, распоряжение ФАС ЗСО от 27 октября 2011 г. № Ф07-8946/11 по делу № А52-4227/2010). Проверка срока полномочий начальника делового партнера также крайне важна.
Разумеется, что позиции судов по поводу объема действий, которые должен совершить плательщик налогов для проверки добросовестности контрагента, значительно отличаются. Но в целом, разумеется, что чем полнее будет собранная информация, тем выше шанс на победу в суде в деле об отказе в вычете НДС. Не смотря на то, что в сфере налоговых отношений, как и в остальном поле, действует презумпция невиновности, практика обосновывает, что для получения положительного решения о должном проявлении добросовестности налогоплательщикам приходится самостоятельно обосновывать свою правоту. В большинстве случаев, один лишь показатель недобросовестности контрагента, все же, не является достаточным условием для признания полученной налогоплательщиком налоговой выгоды необоснованной, но совокупность с другими событиями может оказаться решающей.
Итого: проверять контрагента перед сделкой — принципиально важно
Проверку возможно делать базовую либо расширенную. Базово стоить получить сведения о компании на сайте налоговой, в базе данных адресов массовой регистрации, проверить на сайте ФССП, нет ли в отношении начальника компании аккуратного производства и без того потом.
Расширенную важную проверку рекомендуется проводить посредством особых экспертных систем. Одна из них — Контур. Фокус. Доступ к нему на 7 дней возможно получить безвозмездно.
Просмотрите дополнительно интересную статью по вопросу земельный юрист. Это вероятно может быть небезынтересно.
No comments:
Post a Comment